Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2-3 лет с помощью дидактических игр

Как эффективно развивать восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Какие дидактические игры использовать для формирования сенсорных эталонов. Результаты экспериментального исследования по применению авторских дидактических игр.

Важность сенсорного воспитания в раннем дошкольном возрасте

Сенсорное воспитание играет ключевую роль в развитии детей 2-3 лет. В этом возрасте ребенок активно познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Формирование представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина) закладывает фундамент для дальнейшего интеллектуального развития.

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие направлено на формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Чем лучше развито сенсорное восприятие, тем успешнее будет проходить умственное воспитание ребенка.

Понятие сенсорных эталонов

Термин «сенсорные эталоны» был введен А.В. Запорожцем. Ранее И.А. Сикорский использовал понятие «шаблон». Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов, которые ребенок усваивает в процессе восприятия окружающего мира.


Основными сенсорными эталонами для детей 2-3 лет являются:

  • Цвет
  • Форма (геометрические фигуры)
  • Величина (большой-маленький)

Именно эти свойства предметов имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений в раннем возрасте.

Роль игры в сенсорном воспитании дошкольников

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает окружающий мир, развивает память, мышление, воображение. В процессе игры активизируются эмоциональные и волевые процессы.

Е.И. Тихеева рассматривала игру как важнейшую форму организации педагогического процесса в детском саду. Особую роль в сенсорном воспитании играют дидактические игры, имеющие четкую структуру:

  • Дидактическая задача
  • Игровая задача
  • Игровые действия
  • Правила игры

Экспериментальное исследование по применению дидактических игр

Для изучения эффективности использования дидактических игр в формировании сенсорных эталонов было проведено экспериментальное исследование. Оно проходило в течение месяца и включало три этапа:


  1. Констатирующий этап (19.03.2018 — 21.03.2018)
  2. Формирующий этап (22.03.2018 — 10.04.2018)
  3. Контрольный этап (11.04.2018 — 13.04.2018)

Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения. В эксперименте участвовали дети 2-3 лет.

Методика проведения констатирующего этапа

На констатирующем этапе проводилась первичная диагностика уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей. Использовались следующие методики:

  • «Группировка игрушек» (методика Л.А. Венгера). Цель — выявление уровня развития восприятия формы предметов.
  • «Разложи фигуры» (методика Т.В. Николаевой). Цель — выявление уровня развития восприятия величины предметов.
  • «Цветные кубики» (методика Е.А. Стребелевой). Цель — выявление уровня развития восприятия цвета.

По результатам диагностики дети были распределены на три группы в зависимости от уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах:

  • Высокий уровень — 20% детей
  • Средний уровень — 50% детей
  • Низкий уровень — 30% детей

Формирующий этап эксперимента

На формирующем этапе была разработана и реализована система дидактических игр, направленных на развитие представлений о цвете, форме и величине. Игры проводились ежедневно в течение 3 недель.


Примеры авторских дидактических игр:

«Цветные домики»

Цель: закрепление знаний основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Материалы: картонные домики четырех основных цветов, фигурки животных тех же цветов.

Ход игры: Детям предлагается «расселить» животных по домикам соответствующего цвета. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета домик? Кто в нем живет?»

«Веселые фигуры»

Цель: развитие умения различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Материалы: большие картонные геометрические фигуры, маленькие фигуры тех же форм.

Ход игры: Воспитатель раскладывает большие фигуры, дети должны разложить маленькие фигуры на соответствующие большие. При этом называется форма фигуры.

«Построй башню»

Цель: развитие восприятия величины предметов.

Материалы: кубики трех размеров (большие, средние, маленькие).

Ход игры: Детям предлагается построить башню, располагая кубики от самого большого к самому маленькому. Воспитатель просит назвать размер каждого кубика.

Результаты контрольного этапа

После проведения формирующего этапа была проведена повторная диагностика по тем же методикам. Результаты показали положительную динамику:


  • Высокий уровень — 40% детей (+20%)
  • Средний уровень — 50% детей (без изменений)
  • Низкий уровень — 10% детей (-20%)

Наибольший прогресс наблюдался в развитии восприятия цвета и формы. Дети стали лучше различать и называть основные цвета, узнавать геометрические фигуры.

Эффективность дидактических игр в сенсорном воспитании

Проведенное исследование подтвердило эффективность использования дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей 2-3 лет. Игровая форма позволяет сделать процесс обучения увлекательным и результативным.

Преимущества дидактических игр в сенсорном воспитании:

  • Повышение мотивации и интереса детей к обучению
  • Возможность многократного повторения материала в игровой форме
  • Активизация различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного)
  • Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение)
  • Формирование самостоятельности и инициативности

Рекомендации по использованию дидактических игр

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие рекомендации по применению дидактических игр в сенсорном воспитании детей 2-3 лет:


  1. Подбирать игры в соответствии с возрастными особенностями детей и уровнем их развития.
  2. Обеспечивать постепенное усложнение игровых задач.
  3. Использовать яркий, привлекательный для детей дидактический материал.
  4. Проводить игры регулярно, включая их в различные виды деятельности.
  5. Сочетать индивидуальные и групповые формы организации игр.
  6. Создавать положительную эмоциональную атмосферу во время игры.
  7. Активно привлекать родителей к проведению дидактических игр дома.

Заключение

Сенсорное воспитание является важнейшей задачей в развитии детей раннего дошкольного возраста. Формирование представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина) закладывает основу для познавательного развития ребенка.

Использование дидактических игр позволяет сделать процесс сенсорного воспитания эффективным и увлекательным для детей. Игровая форма способствует лучшему усвоению знаний, развитию восприятия и мышления.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило положительное влияние специально разработанных дидактических игр на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2-3 лет. Регулярное применение таких игр в образовательном процессе дошкольного учреждения и в семье будет способствовать успешному сенсорному и интеллектуальному развитию ребенка.


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *