Слр алгоритм у детей: Особенности СЛР у детей — Первая помощь

Содержание

Сердечно-легочная реанимация, ABC - алгоритм

Во всем мире при оказании неотложной помощи используется ABC - сокращение от английских слов:

  • Airway - проходимость дыхательных путей,
  • Breathing - дыхание,
  • Circulation - кровообращение.

Далее мы будем неоднократно использовать сокращение ABC.

ABC проверяется приемом ВИЖУ-СЛЫШУ-ОЩУЩАЮ.

Личная безопасность.

Спросите пострадавшего: «Что случилось?».

Проверьте ABC приемом ВИЖУ-СЛЫШУ-ОЩУЩАЮ.

A

Если дыхательные пути непроходимы, то восстановите их проходимость: манипуляция пальцем, выдвижение нижней челюсти, два пробных вдоха, а также прием Хаймлика.

B

Если нет дыхания, начинайте искусственное дыхание.

C

Если нет пульса, начинайте проводить сердечно-легочную реанимацию в соотношении 2 вдоха - 15 нажатий.*
Если есть кровотечение, примите меры к остановке кровотечения.

 

После каждых 5 циклов проверяйте ABC.

После восстановления жизненных функций придайте пострадавшему безопасное положение.

*При успешной СЛР продолжайте поддерживать проходимость дыхательных путей и при необходимости проводить искусственное дыхание.

СЛР

Сердечно-легочная реанимация

Современный протокол АCLS, рекомендованный к применению в условиях СЛР.

  Адаптировано к условиям отечественных подразделений интенсивной терапии.

Бланк к протоколу ACLS

Бланк протокола проведения сердечно-легочной реаниамации. Удобные короткие информационные блоки, для заполнения которых достаточно подчеркивания или отметок-галочек, порядок проводимых мероприятий составлен так, чтобы не забыть или не пропустить важных элементов реанимации.

PALS - Pediatric Advanced Life Support - алгоритм сердечно-легочной реанимации у детей.

Протокол ERC 2010

ERC - European Resuscitation Council - Европейский Совет по реанимации в 2010 году опубликовал протокол реанимационных мероприятий, созданный на основе собранных статистических данных по выживаемости пациентов про проведении СЛР. Рекомендован к использованию в ЕС.

Современные протоколы СЛР. Как их реализовать?

Выступление В.С. Гороховского 29 января 2014 года на заседании ХКНПОАР.

Постреанимационная нейропротекция

Доклад М.Б.Куцего 26 марта 2014 года на заседании ХКНПОАР.

Методическое пособие по сердечно-легочной реанимации

"Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при внезапной сердечной смерти"

Указания по военно-полевой хирургии. Утверждены Начальником Главного военно-медицинского управления МО РФ. Москва, 2013.

Алгоритмы сердечно-легочной реанимации

Европейский Совет по реанимации. Схемы и алгоритмы сердечно-легочной реанимации. Перевод и адаптация В.С. Гороховского.

Сердечно-легочная реанимация. Протоколы 2015 года.

В.С. Гороховский.

Интенсивная терапия больного с инфарктам миокарда, осложненным фибрилляцией желудочков.

Д.А. Нагребельная, С.В. Антонов, С.А. Лыков, КГБУЗ ККБ № 1, ДВГМУ

Редакторская статья октябрьского номера "Европейского журнала анестезиологии" "Новое руководство по сердечно-легочной реанимации Европейского Совета по Реанимации и постреанимационной помощи: отличные возможности для анестезиологов. В зоне внимания непрофессионалы, больницы и прогностикация" сотрудника отделения анестезиологии и интенсивной терапии университетской клиники Кельнского университета Бэрнда Ботингера в переводе В.

С. Гороховского.

В продолжение разговора об обучении сердечно-легочной реанимации непрофессионалов, предлагаем вашему вниманию статью ассистента кафедры анестезиологии и реаниматологии ФПКиППС ДВГМУ Нины Юрьевны Компанец "Дети спасают жизнь".

Мы вновь обращаемся к теме обучения школьников базовой сердечно-легочной реанимации и предлагаем вашему вниманию статью, написанную группой авторов из Германии и Швейцарии, представляющих как университетские клиники анестезиологии и интенсивной терапии, так и департамент, ведающий вопросами чрезвычайных ситуаций: «Дети спасают жизни»: почему школьники должны обучаться сердечно-легочной реанимации. Перевод ассистента кафедры реаниматологии и анестезиологии ФПК и ППС ДВГМУ Компанец Нины Юрьевны и студентов 5 курса лечебного факультета ДВГМУ Залузовой Анастасии Дмитриевны, Белогородской Алины Николаевны, Теллы Веры Владимировны, Шумаковой Юлии Александровны.

КАК ВРАЧИ ВЫПОЛНЯЮТ ДОГОСПИТАЛЬНОЕ ЭКМО НА УЛИЦАХ ПАРИЖА.

Так называется статья, опубликованная в декабрьском номере Journal off Emergency Medical System.

Перевод сделал ординатор кафедры АРТиСМП Воронцов Юрий Андреевич

.

Даже учитывая многочисленные благодарные отзывы, национальные премии и статьи, посвящённые Уильяму Беннету Коуэнховену, всё еще трудно увидеть его как человека в целом за отдельными фактами биографии. Его решительное лицо, взирающее на нас со старого фото, с вездесущей трубкой во рту, совсем немного говорит нам о захвативших его идеях, чертах его характера, и тем более мало о нём как о личности.

Мы предлагаем вашему вниманию статью Воскрешая тело электрическое , посвященную этому замечательному ученому. Перевод, художественное оформление и примечания сделаны ординатором кафедры АРТиСМП В.Д. Охотником

Остановка сердца в периоперационном периоде имеет отличительные особенности, потому что, почти всегда происходит при свидетелях, и провоцирующие ее причины зачастую известны. По сравнению с другими ситуациями, ответная реакция потенциально более своевременна, сфокусирована и может быстро устранить такие причины, как побочные эффекты лекарств и кризис дыхательных путей.

Этой проблеме посвящен обзор Cardiac Arrest in the Operating Room: Resuscitation and Management for the Anesthesiologist:Части 1 и 2 , опубликованный в мартовском номере журнала «Anesthesia & Analgesia». Огромная благодарность Андрею Анатольевичу Науменко за блестящий перевод.

Обычно антиаритмические препараты назначают во время или сразу после ФЖ/ЖТ без пульса. Однако неясно, улучшают ли эти препараты результаты лечения. Это целенаправленное обновление руководства по AСLS от 2018 года Американской кардиологической ассоциации обобщает последние опубликованные данные и рекомендации по применению антиаритмических препаратов во время и сразу после рефрактерной ФЖ/ЖТ без пульса.

Огромная благодарность за перевод Андрею Анатольевичу Науменко

Невзирая на то, что адреналин используется при сердечно-легочной реанимации с 1960х годов, его влияние на выживаемость до сих пор остается предметом исследований и дискуссий. Этому посвящен обзор авторов из Великобритании Christopher J.

R. Gough и  Jerry P. Nolan "Роль адреналина в сердечно-легочной реанимации"опубликованный в мае 2018 года в журнале Critical Care.

Перевод В.С. Гороховского

Что такое сердечно-легочная реанимация и как ее правильно провести?

Очень часто первая помощь может стать спасением жизни для человека, попавшего в беду. Особенно полезно уметь правильно проводить сердечно-легочную реанимацию. Сердечно-легочной реанимация представляет собой комплекс действий, нацеленных на возвращение к жизни человека, который пребывает в состоянии клинической смерти.

Клиническая смерть — переходное состояние между жизнью и смертью, в течение которого в наиболее ранимых тканях (клетках головного мозга) еще не наступили необратимые изменения. В этого время есть возможность оживить (реанимировать) организм. Длительность клинической смерти составляет при обычных условиях 4–5 мин после остановки кровообращения. Затем наступает гибель мозга, а значит и гибель человека.

На сегодняшний день принятие решения о проведении реанимационных мероприятий очевидцами происшествия основывается на отсутствии у пострадавшего сознания и адекватного дыхания. Важно помнить, что первым действием спасатель обязан вызвать помощь и лишь затем приступить к сердечно-легочной реанимации.

Современный алгоритм принятия решения о начале сердечно-легочной реанимации

Для проверки сознания необходимо подойти к пострадавшему, осторожно встряхнуть за плечи и спросить: «С Вами все в порядке?» Если он не реагирует, то сознание отсутствует.

Попросите кого-нибудь из окружающих вызвать бригаду скорой помощи по телефону «03», «103» или «112» или сами сделайте это.

Для проверки дыхания откройте дыхательные пути, запрокинув голову пострадавшего, и наклонитесь щеком и ухом над его лицом на 10 секунд.

Если дыхания нет («не вижу» движения грудной клетки, «не слышу» и «не чувствую» выдыхаемого воздуха) или оно ненормальное (редкое, «хватает ртом воздух») немедленно приступайте к непрямому массажу сердца.

Для этого сделайте 30 компрессий в нижней части грудины, отступив на 2 пальца кверху от мечевидного отростка. Грудину продавливать на 5-6 см с частотой 100-120 компрессий в минуту.

Основные правила проведения непрямого массажа сердца

  1. Больной должен находиться в горизонтальном положении на твердой основе (пол или низкая кушетка), чтобы избежать смещения его тела под усилием рук массирующего.
  2. Зона приложения силы рук реанимирующего располагается в центре грудной клетки (граница средней и нижней трети грудины), строго по средней линии. Реанимирующий может находиться с любой стороны от больного.
  3. Для проведения массажа кладут одну ладонь на другую и производят давление на грудину в зоне, расположенной на 2 поперечных пальца выше места прикрепления к грудине мечевидного отростка. Выпрямленные в локтевых суставах руки массирующего располагаются так, чтобы давление производило только запястье, не следует касаться пальцами грудной клетки больного.
  4. Компрессия грудной клетки умирающего производится за счет тяжести туловища реанимирующего. Смещение грудины по направлению к позвоночнику (т.е. глубина сдавления грудной клетки) должна быть не менее 5 см, но не более 6 см. 
  5. В интервалах руки с грудины не снимают, пальцы остаются приподнятыми, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах. 
  6. Темп массажа — 100-120 массажных движений в минуту. 
  7. По возможности менять спасателей каждые 2 минуты.

Правила проведения искусственной вентиляции легких

По международным рекомендациям 2015 года непрофессиональные реаниматоры должны проводить сердечно-легочную реанимацию без искусственной вентиляции легких. Однако если вы обучались данной методике и владеете ей, то можете чередовать непрямой массаж сердца с искусственной вентиляцией легких в соотношении 30:2.

Для вентиляции легких производят 2 неглубоких вдоха «рот в рот» или «рот в нос». Вдохи проводить, запрокинув голову пострадавшего, иначе воздух не пройдет в легкие. При правильном проведении вдохов должна приподниматься грудная клетка пострадавшего. Затем снова приступают к непрямому массажу сердца. Таким образом продолжают чередовать массаж с дыханием в соотношении 30:2 до приезда «03».

Алгоритм сердечно-легочной реанимации у детей и взрослых: правила оказания неотложной помощи

Нечасто, но бывают такие случаи: шел человек по улице, ровно, уверенно и вдруг упал, перестал дышать, синеет. В таких случаях обычно окружающие вызывают «Скорую» и долго ждут. Через пять минут прибытие специалистов уже не нужно — человек умер. И исключительно редко рядом оказывается человек, знающий алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации и способный применить свои действия на деле.


Оглавление: 
Причины остановки сердца
Этапы сердечно-легочной реанимации
Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация у взрослых и подростков
Особенности сердечно-легочной реанимации у детей

Причины остановки сердца

В принципе любая болезнь может вызвать остановку сердца. Поэтому перечислять все те сотни заболеваний, которые известны специалистам, бессмысленно да и незачем. Однако наиболее часто к остановке сердца приводят:

  • сердечные заболевания;
  • травмы;
  • утопления;
  • удары электрическим током;
  • интоксикации;
  • инфекции;
  • остановка дыхания в случае аспирации (вдыхания) инородного тела — эта причина чаще всего возникает у детей.

Впрочем, независимо от причины, алгоритм действий при сердечно-легочной реанимации всегда остается одинаковым.

Этапы сердечно-легочной реанимации

В фильмах очень часто показывают попытки героев реанимировать умирающего человека. Обычно это выглядит так — к неподвижно лежащему пострадавшему подбегает положительный персонаж, падает рядом с ним на колени и начинает интенсивно давить ему на грудь. Всем своим артистизмом он показывает драматичность момента: подпрыгивает над человеком, дрожит, плачет или кричит. Если дело происходит в больнице, врачи обязательно сообщают, что «он уходит, мы его теряем». Если по замыслу сценариста пострадавший должен жить — он выживет. Однако шансов на спасение в реальной жизни у такого человека нет, так как «реаниматор» все сделал неправильно.

В 1984 году австрийский анестезиолог Петер Сафар предложил систему АВС. Этот комплекс лег в основу современных рекомендаций по сердечно-легочной реанимации и уже более 30 лет этим правилом пользуются все без исключения врачи. В 2015 году Американская ассоциация кардиологов выпустила обновленное руководство для практических специалистов, в котором детально освещены все нюансы алгоритма.

Алгоритм АВС — это последовательность действий, дающих максимальный шанс пострадавшему на выживание. Суть его заключена в самом его названии:

  • Airway – дыхательные пути: выявление их закупорки и ее устранение, чтобы обеспечить проходимость гортани, трахеи, бронхов;
  • Breathing – дыхание: проведение искусственного дыхания по специальной методике с определенной частотой;
  • Circulation – обеспечение кровообращения при остановке сердца путем его наружного (непрямого массажа).

Сердечно-легочная реанимация по алгоритму АВС может проводиться любым человеком, даже не обладающим медицинским образованием. Это — те базовые знания, которыми должен владеть каждый.

Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация у взрослых и подростков

В первую очередь вам следует обеспечить безопасность пострадавшего, не забывая и о себе. Если вы извлекли человека из попавшей в аварию машины, немедленно оттащите его подальше от нее. Если рядом бушует пожар — сделайте то же самое. Переместите пострадавшего в любое ближайшее безопасное место и приступайте к следующему этапу.

Сейчас нужно убедиться, что человек действительно нуждается в СЛР. Для этого спросите его «Как вас зовут?» Именно этот вопрос лучше всего привлечет внимание пострадавшего, если он находится в сознании, пусть даже помутненном.

Если он не отвечает, потормошите его: слегка ущипните за щеку, похлопайте по плечу. Не перемещайте пострадавшего без лишней необходимости, так как вы не можете быть уверены в отсутствии травм, если обнаружили его уже в бессознательном состоянии.

При отсутствии сознания убедитесь в наличии или отсутствии дыхания. Для этого приложите ухо ко рту пострадавшего. Здесь действует правило «Видеть. Слышать. Осязать»:

  • вы видите движения грудной клетки;
  • вы слышите звук выдыхаемого воздуха;
  • вы осязаете щекой движение воздуха.

В кино часто для этого прикладывают ухо к груди. Этот метод сравнительно действенен, только если грудная клетка больного полностью обнажена. Даже один слой одежды исказит звук и вы ничего не поймете.

Одновременно с проверкой дыхания вы можете выяснить наличие пульса. Не ищите его на запястье: лучший способ выявления пульса — пальпация сонной артерии. Для этого поместите указательный и безымянный палец на верхушку «адамова яблока» и сместите их в сторону задней части шеи, пока пальцы не упрутся в мышцу, проходящую сверху вниз. Если пульсация отсутствует, значит сердечная деятельность остановилась и необходимо приступать к спасению жизни.

Внимание! На проверку наличия пульса и дыхания у вас есть 10 секунд!

Следующий этап — убедитесь, что во рту у пострадавшего нет никаких инородных тел. Ни в коем случае ищите их наощупь: у человека могут начаться судороги и ваши пальцы попросту откусят либо вы можете случайно сорвать искусственную коронку зуба или мост, которые попадут в дыхательные пути и вызовут асфиксию. Удалять можно только те инородные тела, которые видны снаружи и находятся близко к губам.

Теперь привлеките внимание окружающих, попросите их вызвать «Скорую», а если вы одни — сделайте это сами (звонок в тревожные службы — бесплатный), после чего начинайте проводить сердечно-легочную реанимацию.

Положите человека на спину на твердой поверхности — земля, асфальт, стол, пол. Запрокиньте его голову, выдвиньте нижнюю челюсть вперед и приоткройте рот пострадавшего — это предотвратит западение языка и позволит эффективно проводить искусственное дыхание (тройной маневр Сафара).

При подозрении на травму шеи или если человек был обнаружен уже без сознания, ограничьтесь только выдвижением нижней челюсти и приоткрыванием рта (двойной маневр Сафара). Иногда этого оказывается достаточным, чтобы человек начал дышать.

Внимание! Наличие дыхания практически стопроцентно свидетельствует о том, что сердце человека работает. Если пострадавший дышит, его следует повернуть набок и оставить в таком положении до прибытия врачей. Наблюдайте за пострадавшим ,каждую минуту проверяя наличие пульса и дыхания.

При отсутствии пульса начинайте наружный массаж сердца. Для этого, если вы правша, то поместите основание правой ладони на нижнюю треть грудины (2-3 см ниже условной линии, проходящей через соски). Наложите на него основание левой ладони и переплетите пальцы, как показано на рисунке.

Руки должны быть прямыми! Нажимайте всем телом на грудную клетку пострадавшего с частотой 100-120 нажатий в минуту. Глубина нажатия — 5-6 см. Не делайте больших перерывов — отдыхать можно не более 10 секунд. Давайте грудной клетке полностью расправиться после нажатия, но не отрывайте рук от нее.

Наиболее эффективный метод искусственного дыхания — «изо рта в рот». Для его проведения после тройного или двойного маневра Сафара накройте рот пострадавшего своим ртом, зажмите его нос пальцами одной руки и произведите энергичный выдох длительностью 1 секунда. Дайте больному выдохнуть.

Эффективность искусственного дыхания определяется движениями грудной клетки, которая должна подниматься и опускаться при вдохе-выдохе. Если этого нет, значит у человека закупорены дыхательные пути. Проверьте еще раз ротовую полость — возможно, вы увидите инородное тело, которое можно извлечь. В любом случае не прерывайте сердечно-легочную реанимацию.

ВНИМАНИЕ! По рекомендациям Американской ассоциации кардиологов вы можете отказаться от проведения искусственного дыхания, так как компрессии грудной клетки обеспечивают организму необходимый минимум воздуха. Однако искусственное дыхание повышает на несколько процентов вероятность положительного эффекта от СЛР.  Поэтому по возможности его все-таки следует проводить, помня о том, что человек может быть болен инфекционным заболеванием типа гепатита или ВИЧ-инфекции.

Один человек не способен одновременно и нажимать на грудную клетку и проводить искусственное дыхание, поэтому действия следует чередовать: после каждых 30 нажатий должны производиться 2 дыхательных движения.

Каждые две минуты следует останавливаться и проверять наличие пульса. Если он появится — нажатия на грудную клетку следует прекратить.

Подробный алгоритм проведения  сердечно-легочной реанимации взрослым и подросткам представлен в видео-обзоре:

Когда прекращать сердечно-легочную реанимацию

Прекращение сердечно-легочной реанимации производится:

  • при появлении самостоятельного дыхания и пульса;
  • при появлении признаков биологической смерти;
  • спустя 30 минут после начала реанимационных мероприятий;
  • если реаниматор полностью истощен физически и не способен дальше производить СЛР.

Многочисленные исследования показывают, что проведение сердечно-легочной реанимации более 30 минут может привести к появлению сердечного ритма. Однако за это время кора головного мозга погибает и человек не способен прийти в себя. Именно поэтому установлен получасовой интервал, в течение которого у пострадавшего есть шанс на выздоровление.

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей

В детском возрасте более частой причиной клинической смерти является асфиксия. Поэтому этой категории пациентов особенно важно проводить весь комплекс реанимационных мер — и наружный массаж сердца, и искусственное дыхание.

Обратите внимание: если взрослого человека допускается оставить на очень короткое время для того, чтобы позвать на помощь, то ребенку сначала надо в течение двух минут проводить СЛР, и лишь после этого можно отлучиться на несколько секунд.

Проводить нажатия грудной клетки у ребенка следует с той же частотой и амплитудой, что и у взрослых. В зависимости от его возраста нажимать можно двумя или одной рукой. У грудничков эффективен метод, при котором грудную клетку малыша обхватывают обеими ладонями, помещая большие пальцы на середину грудины, а остальные плотно прижимают к бокам и спинке. Нажатия производят большими пальцами.

Соотношение нажатий и дыхательных движений у детей может быть либо 30:2, либо если реаниматоров двое — 15:2. У новорожденных соотношение составляет 3 нажатия на одно дыхательное движение.

Рекомендуем посмотреть видео-обзор, в котором доктор Комаровский рассказывает об особенностях сердечно-легочной реанимации детей: 


Остановка сердца — не такое редкое явление, как кажется, и своевременно оказанная помощь может дать человеку неплохой шанс на дальнейшую жизнь. Обучиться алгоритму действий в экстренных ситуациях может каждый. Для этого даже не нужно поступать в медицинский институт. Достаточно просмотра качественных обучающих видео по сердечно-легочной реанимации, нескольких уроков с инструктором и периодического обновления знаний — и вы сможете стать пусть непрофессиональным, но спасателем. И кто знает, может быть, когда-нибудь вы дадите кому-то шанс на жизнь.

Бозбей Геннадий Андреевич, врач скорой медицинской помощи